Витязь на распутье. Ситуация такая: мужик стоит на перекрёстке, и перед ним три дороги (не считая той, по которой он пришёл), а в центре этого перекрёстка камень, на котором написано что его ждёт по каждому из возможных направлений. Содержание этих надписей варьирует в зависимости от конкретной истории, в диапазоне от «быть убитым, быть богатым, или быть женатым» до «направо пойдёшь - пизды получишь, налево пойдёшь - пизды получишь, и прямо пойдёшь - тоже пизды получишь» (последний вариант, кстати, если вспомнить продолжения большинства таких историй, оказывается ближе всего к истинному положению вещей). И вот, витязь остановился и думает - «куда ж мне пойти?», что символизирует сложность человеческого выбора. Метафора, конечно, понятная, но уж если брать этот образ, то нужно довести его до логического завершения. Рассмотрим, к примеру, камень. Кто, зачем, когда и с какой целью его сюда поставил? Может, именно для того, что бы направить в ложном направлении доверчивых путников - пойдёшь в сторону «быть богатым», а тебя там разбойники какие-нибудь поджидают, что бы последнее отобрать, или казино, в котором ты сам последнее спустишь. Ох, не стал бы я доверять такой сомнительной придорожной рекламе, без ссылок на авторство. Да и не известно, сколько лет этот камень уже на дороге стоит - ситуация могла тысячу раз измениться, а надписи на нём всё те же, как и сто лет назад... Одним словом - надо проверять актуальность источников информации. Или возьмём другую часть метафоры: три дороги. Почему, собственно, нужно идти именно по одной из трёх дорог, а не по полю между ними? Понятно, что по дороге-то оно всегда удобнее, но если все дороги ведут туда, куда тебе совершенно точно не хочется попасть, то сколь бы удобными они ни были, а надо сворачивать в сторону. Здесь, конечно, многое зависит от того, на чём витязь передвигается. Если пешком - то особых проблем нет, а вот конь уже не везде проскачет. Ещё сложнее, если витязь ехал на автомобиле (пусть даже на внедорожнике) - здесь ограничения по выбору маршрута будут ещё больше. В общем, что бы проскользнуть между указанными на камне вариантами, удобную дорогу и удобное средство передвижения, возможно, придётся оставить... Может быть потому витязь и стоит на месте - ехать вперёд страшно, а коня бросить жалко. Наконец, остаётся самый интересный вопрос, с которого, вообще-то, следовало бы начинать - «а куда, собственно, витязь ехал?». Очевидно, что от ответа на этот вопрос будет завесить и всё остальное: если витязю надо, скажем, в Новгород, то вряд ли он пойдёт в противоположную от него сторону, что бы по этому поводу ни было написано на всяких там придорожных камнях. Тот факт, что витязь два часа не может решить, по какой дороге ему ехать означает только одно - он сам не знает, куда и зачем он поехал, и проблема у него отнюдь не в выборе дороги, а в выборе конечной цели путешествия.

Теги других блогов: выбор метафора сложность